среда, 31 мая 2017 г.

Мое интервью для креативного кластера "Игры Разума"



Это интервью предшествовало открытию нового проекта - курса лекций для всех желающих. Его цель - популяризация научного знания. Я прочитал одну открытую лекцию, что стало весьма любопытным опытом. Все, что ниже - целиком с сайта самого кластера. Вот ссылка:

https://www.brain-games.ru/blogs/brain-games/pravila-zhizni-kulturolog-andrey-chukurov/



Правила жизни. Культуролог Андрей Чукуров


Как живут ученые? Как представляют себе идеальное общество культурологи? О чем мечтают философы? Ответы на эти вопросы ищите в новой рубрике интеллектуального кластера «Игры разума» — «Правила жизни». В ней мы будем рассказывать о вкусах, стремлениях и убеждениях лекторов и гостей нашего кластера.

Представляем вам первого участника — лектора «Александрийской библиотеки», кандидата культурологии, литературного редактора издательства «Азбука» Андрея Чукурова. 11 апреля культуролог выступил у нас с лекцией «Do it yourself. Создание образа».

О науке

Ученый — не профессия, а в большей степени, призвание. Самое главное, что наука напрямую связана с творческим поиском. Творческая самореализация — ключевой вопрос сегодняшнего дня, а наука как сфера деятельности позволяет в полной мере реализоваться.

Сегодня культурология принципиально важна для общества. Это единственная наука, которая в полной мере изучает «вторую природу», созданную человеком. Кроме того, есть много условно маргинальных областей деятельности, которые не устоялись и не укоренились, но нет науки, которая бы их исследовала. Культурология для них важна с точки зрения проведения культурной экспертизы.

В информационном обществе наука должна играть ключевую роль, поскольку без научной экспертизы и без движения в науке невозможно в таком обществе успешно существовать, и тем более, побеждать. Наука — это, как ни банально, двигатель прогресса: это и инновации, и сохранение накопленного богатства, и рефлексия, и экспертиза.

Научные знания в любом случае нужно популяризировать, физика это или культурология — не имеет значения. Как именно — есть огромное количество вариантов. Популяризация науки может происходить и через сериал «Теория Большого Взрыва», и через научно-популярную литературу, и через открытые лекции, как в «Играх разума».

Главная проблема — как сделать так, чтобы человечество само себя не уничтожило. Для многих наук это ключевая проблема сегодня. Понимаю, что звучит пафосно, но такова реальность. «Вторая природа» — культура — изначально создавалась, чтобы защитить человека от агрессивной внешней среды, но с течением времени она фактически поработила нас, лишила самостоятельности. Такой массовый инфантилизм — неразумные дети, которые подчас не понимают, где проходит граница между игрой и реальностью. Так что нужно сделать, чтобы человек сам себя не уничтожил, если он не видит границ и не чувствует себя гармонично внутри «второй природы», которую сам же и создал?

О жизни и обществе

Успех — это ситуация, когда ты чувствуешь некую внутреннюю и внешнюю гармонию. Самое главное мерило успеха для меня — это удовольствие. Если ты получаешь удовольствие от происходящего, значит все получилось. Мне может доставлять удовольствие как процесс, так и результат, но самое главное, чтобы это удовольствие было. Ты достигаешь этого и пребываешь в гармонии. Вот это и есть успех.

Я считаю, что человек приходит в этот мир ради удовольствия. Понимаю, что многие со мной не согласятся — вспомнят об испытаниях, страданиях и прочих малоприятных вещах. Это не мое. В жизни всякое случается, но это лишь досадные эпизоды на пути.

Система образования, прежде всего, должна пробуждать любопытство и желание узнавать что-то новое. Он не должна давать результат в виде упакованной суммы знаний, а подготовить человека к тому, что он будет продолжать учиться дальше, настроить его на восприятие нового.

Идеальное общество должно предоставлять человеку максимум свободы. Свободы самореализации и творческого поиска. Человек не должен быть ограничен какими-либо рамками, включая цензурные. Ограничение — это всегда зло, поскольку человека лишают возможности самостоятельно оценивать и принимать решения, а значит, формируют инфантилизм и безответственность. А настоящая свобода — это всегда ответственность.

Мы все, так или иначе, живем в иллюзорном мире, создаем себе потребный коридор реальности. У каждого из нас свой мир, в котором мы себя комфортно чувствуем. Слово «иллюзия» не должно нас пугать. Если человек убежден, что делает выбор сам и верит в этот выбор, если он получает в результате удовольствие от жизни, то общество, в котором он живет, с моей точки зрения, достигло идеального состояния.



О себе

Редактура художественной литературы доставляет мне огромное удовольствие, потому что каждый раз ты полностью погружаешься в ткань романа. У читателя есть выбор: следить за сюжетом или просто по диагонали просмотреть произведение. Когда занимаешься литературной редактурой, у тебя полное ощущение, что ты проживаешь эту жизнь вместе с героями. Ты должен понимать героя, его мотивацию, особенности его образования и воспитания, поскольку все это формирует его речевые характеристики, видеть мир, который его окружает. Это особые страницы твоей собственной жизни.

Я человек плановый, поэтому прокрастинация мне не свойственна. Я отказался от больших десятилетних планов — намечаю основные цели на год и составляю планы на месяц и неделю. И очень строго их придерживаюсь. Можно сказать, что мне свойственна некая самодисциплина, хотя и без крайностей.

Мои главные достоинства — хорошая организация времени и спокойное отношение критике. А недостаток — я сибарит и очень ленивый человек. У меня будто две личности — одна активная и деловая, вторая — ленивая. Организация времени и составление планов помогает этим моим alter ego пребывать в продуктивном диалоге.

Меня вдохновляют истории успеха. Я с большой симпатией отношусь к успешным людям.

Книга № 1 для меня — Айрис Мердок «Черный принц», а фильмы — «Сцены супружеской жизни» и «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана. Хотя, правильнее было бы сказать, что люблю творчество Айрис Мердок и Ингмара Бергмана целиком и полностью.



Комментариев нет:

Отправить комментарий