четверг, 30 марта 2017 г.

С большим опозданием, но o книгах

Чувствую, что совсем обленился - даже не подвел итоги своей редакторской деятельности за 2016 год в конце декабря - начале января, как делал это обычно. Во мне живут два человека - один деятельный и деловой, а другой - ленивый сибарит. И вот этот последний явно побеждает. А что до первого - то его стимулирует внешний мир, заставляя постоянно работать и пребывать в движении. А вот если бы этот гадкий внешний мир не выступал вечным раздражителем, то я бы уже давно улегся на диван или сутки на пролет играл бы в Elder Scrolls online. Причем, все мои симпатии на стороне именно ленивого сибарита. А ведь когда-то было все с точностью до наоборот.

Итак, к книгам. За минувший (уже тому как три месяца назад) 2016 год я на самом деле "пропустил через себя" всего три романа. И  это не удивительно, потому как два - это огромные эпопеи. И лишь третий - фантастика в разумных масштабах.

Первый роман - это завершение исторической саги о жизни Алиеноры Аквитанской известного английского автора и активного члена исторического сообщества Туманного Альбиона - Элизабет Чедвик. Об этих, вне всякого сомнения, достойных дамах - об известнейшей королеве далекого средневековья и английской писательнице - я уже писал в свое время. Это весьма качественные тексты с хорошим, основанным на реальных исторических событиях, сюжетом. Причем, сюжет движется строго по руслу жизни Алиеноры, опираясь на хроники и иные свидетельства тех ярких событий. В данном случае речь идет о заключительном романе трилогии - "Осенний трон". Элизабет Чедвик в буквальном смысле живет средневековьем - она даже является членом сообщества «Regia Anglorum», занимающейся исторической реконструкцией Средневековья, а ее романы переведены на 16 языков, некоторые были экранизированы. Когда читаешь ее тексты - нет ощущения, что имеешь дело с чем-то легкомысленным и непроверенным. Это словно хорошая историческая диссертация, но написанная в легкой художественной форме.





В  романе "Осенний трон" Чедвик рассказывает о последних годах жизни королевы - о ее моральной победе над мужем, о терзаниях матери из-за конфликта сыновей, о правлении Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Алиенора теряет близких, страдает и изыскивает выход из самых трудных ситуаций, когда пасуют сильные мужчины, но остается прекрасной женщиной и мудрой королевой. 

Книга гораздо менее насыщенна событиями, чем первые два романа. Это и не удивительно - исчезает главный соперник и раздражитель - король Генрих, второй муж Алиеноры. Порой, признаюсь, рефлексия стареющей королевы становилась скучна. Однако, на этот роман нужно смотреть целостно, в контексте всей трилогии. Его нельзя читать как отдельное произведение, а только как завершение цикла. И только в этом случае вы почувствуете, что прожили яркую и удивительную жизнь.



Второй роман занял у меня большую часть года. Это часть огромной (я бы сказал - необъятной) эпопеи "Архив Буресвета" Брендона Сандеросна. В этот раз я работал со второй частью "Слова сияния". О Сандерсоне я также уже писал, поскольку обрабатывал первую часть эпопеи. Этот текст строго для любителей масштабных картин. Вещь в своем роде удивительная. Сандерсон создал уникальный мир в полном смысле этого слова - он продумал все: традиции, костюм, флору и фауну, увязал все это с климатом, детально проработал политическую картину. Особое внимание писатель уделил невероятно сложно духовной культуре и мозаично-пестрой этнической ситуации своего мира. Честно говоря, столь тщательно над своим миром, по-моему, работали только Толкиен и Урсула Ле Гуин. Но я не великий специалист в фэнтези - возможно, кто-то сможет привести иные примеры.


Было весьма интересно следить за судьбами главных героев. Кстати, их тут не так много, и с моей точки зрения, это большой плюс, поскольку картина и без того слишком сложна, а обилие главных персонажей просто бы сделало текст нечитаемым. Сандерсон же создал живую вселенную и погрузил в нее трех-четырех фокальных персонажей. что позволило ему глубоко раскрыть как их характеры, так и нюансы миры. Это вовсе не означает, что мир безлюден. Вовсе нет! Народу здесь много. Писателю хорошо удаются персонажи второго плана. Даже эпизодические герои порой выходят яркими и запоминающимися. 

Еще раз повторю: если вы фанат "Войны и мира", любите фэнтези и жить не можете без эпопей - Сандерсон пишет для вас!


А вот третий роман оказался не просто странным, а очень странным. Речь о романе Алистера Рейнольдса "Толкающие лед" (у нас роман вышел под названием "Звездный лед"). Многим читателям она понравилась, знаю - отзывы читал, но это один из самых кошмарных фантастических миров из всех, с которыми мне приходилось иметь дело. Этот текст относится, как я понимаю, к жанру космооперы. Но дело не в сюжете, не в фантастических реалиях - здесь дело вкуса: кто-то любит детальное описание технологий и , физики и техники, кто-то не очень. Дело в характерах. Давно мне уже не приходилось копаться в таком клубке немотивированной ненависти. Агрессию ощущаешь физически. И сам начинаешь всех ненавидеть. После подобных текстов чувствуешь себя больным и вымотанным. Если у вас есть навык следить лишь за сюжетом, то вас это не коснется. Я так и не понял причин запредельной ненависти членов экипажа друг к другу. И любые попытки автора подвести некую базу под эту ненависть лично мне видятся крайне неудачными. Самое удивительное (и одновременно пугающее) что характеры двух галвных героинь - Беллы Линд и Светланы Барсеньян - запоминаются надолго. Надеюсь, не на всю жизнь.


Перед нами экспедиция в далекий, неизведанный космос. Долгая погоня за инопланетным космическим телом, что тысячелетиями маскировалось под спутник Юпитера. А на этом фантастическом фоне - дружба, соперничество и взаимная ненависть двух женщин, Апофеозом и весьма прозрачным символом немотивированного противостояния становится конфликт космических цивилизаций, едва не уничтожающий все живое. 

Если вам мало острых ощущений, если вы хотите погрузиться в безбрежное море ненависти, а заодно заглянуть за край вселенной - это роман для вас.

Вот на сегодня и все. Приятного чтения!