понедельник, 27 января 2014 г.

Рыцари, вампиры и психоделика

Относительно недавно я был покорен совершенно потрясающими рисунками графического романа "Реквием. Рыцарь-вампир" в исполнении Оливье Ледруа. Так началось мое детальное знакомство с миром готического франко-бельгийского BD. Несмотря на бурные дебаты на просторах Сети фанатов, коллекционеров, критиков и любителей, общепринятой жанровой типологизации графического романа  на сегодняшний день так и не появилось. Сложно спорить лишь с одним – на развитие девятого вида искусства сильное влияние оказывают местные культурно-региональные традиции.

Есть и еще одно общепринятое мнение: особый трепет перед графическим романом испытывают во Франции и Бельгии – «двойной» родины своеобразного стиля, весьма отличного от американского варианта. Ряд исследователей, опираясь на франко-бельгийские работы, выделяют два «самостоятельных» направления – roman graphique и  roman en bande dessinée. Есть, пожалуй, лишь одно до некоторой степени общепризнанное, хотя и более чем условное различие между ними. Первый – roman graphique – история, которая может не иметь продолжения. Она локальна и закончена, а тематически чаще всего обращается к неким жизненным ситуациям, любовным коллизиям, простым или не очень историям, которые оказываются при этом всеми узнаваемыми. Иными словами, традиционный роман, но выполненный графически. Что же касается второго – roman en bande dessinée (BD) – то это все же «многосерийная» история. Именно о них пойдет речь дальше.
В далеком 1929 году развитие BD стартовало со знаменитого Тинтина. Тогда непрофессиональный художник Эрже (Жорж Проспер Реми) нарисовал первую историю «Тинтин в стране Советов». Всего Эрже создает 24 альбома про находчивого журналиста. На долю Тинтина и его верного друга фокстерьера Милу выпало немало приключений. Он даже побывал на Луне и встречался с инопланетянами.  Первые полноценные издания Тинтина в России появились в 2004 году, но настоящим прорывом становится текущий 2013 год: в издательстве «Махаон» вышли альбомы «Голубой лотос», «Сигары фараона», «Краб с золотыми клешнями»,  «Сокровище Красного Ракхама», «Черный остров» и «Секрет «Единорога»». Пока что российской аудитории в большей степени известны не сами альбомы, а фильм Стивена Спилберга 2011 года «Приключения Тинтина: тайна Единорога». Несмотря на то, что во франко-бельгийской культуре традиция рисованных историй уходит корнями в 1929 год, лишь в 1964 Морис де Бевер и Пьер Ванкеер назвали графические романы девятым видом искусства.
Лидером франко-бельгийской школы вплоть до своей кончины в 2012 году долгое время оставался Мебиус (Жан Жиро). С творчеством этого человека мне довелось познакомиться  в 1986 году, когда на экраны наших кинотеатров вышел полнометражный мультфильм «Властелины Времени». Мебиус выступал в этом произведении как один из авторов сценария и художник. Лет мне тогда было мало, а потому никаких имен я не запоминал, а вот невероятная графика этого фантастического мультфильма буквально покорила. Более красивых мультфильмов видеть на тот момент мне не доводилось, при том, что сама история местами весьма трагична, а в целом – полна какой-то светлой грусти. Мебиус не только известен своими графическими романами, но и сотрудничеством с ведущими режиссерами. Он принимал участие в разработке визуального ряда для фильма «Чужой», «Трон», «Бегущий по лезвию», «Бездна», всеми любимого «Пятого элемента» и многих других. Творческий взлет Жана Жиро начинается в 1963 году, когда свет увидел первые выпуски его работы «Блуберри» – странной и  увлекательной истории о  Диком Западе и приключениях Майка С. Блуберри. Здесь есть все – психоделия, индейцы, мистика, вестерн. Этот графический роман был экранизирован в 2004 году. «Блуберри» не единственная история Мебиуса, которая попала на широкий экран. Дело в том, что Жан Жиро создавал настоящие произведения искусства, а не просто истории с продолжением. Тонкие эстетские работы, где сочетаются элементы модерна, сюрреализма, барокко и романтизма доставят удовольствие любому, даже самому взыскательному читателю. Одна из самых знаменитых работ Мебиуса – роман «Арзак». Это история о воине, что летает на Птероиде, охраняя покой самого мрачного места на свете – пустыни «Б», кишащей всякой гадостью. Настроения ускользающей печали, пустоты и неопределенности, жизнь на грани галлюцинации – все это фирменные черты творчества  Мебиуса.
Зыбкая грань реальности и галлюцинации есть и в другой работе – «Инкал». Здесь Жиро выступал именно в роли художника, а сценарий работы остался за Алессандро Ходоровским. Это истории о детективе Джоне Дифуле и его жизни в мире, что соединил технико-технологический прогресс и восточную эзотерику. Многие образы серии родились в сознании Мебиуса после поездки на Таити.
Сегодня Мебиус по-прежнему культовая фигура французского BD. Любое произведение, где он выступал как сценарист и художник, или где оказывался просто художником – настоящий подарок для любителей графического романа. В России уже сложился обширный круг поклонников творчества этого гениального мастера, несмотря на то, что его работы на русский не переводились. Зато интернет-магазины активно продают их на английском и французском языках. Впрочем, для «Арзака», например, это в принципе не важно – текста там почти нет.
Другим не менее известным представителем французского графического романа является Поль Гиллон. Увы, он также скончался, причем опять же относительно недавно – в 2011 году. Он автор многих фантастических и приключенческих работ. Некоторые написаны в соавторстве с Жаном-Клодом Форестом («Эхо саванны», «Потерянные во времени»). Российскому интернет-сообществу известна его многотомная история «Выжившая», рассчитанная на взрослую аудиторию. Мир техники и человеческие чувства, холодное железо и жаркие эмоции – именно вокруг этих оппозиций выстраивается роман.
Как любое успешное направление в искусстве, BD со временем начинает обрастать подвидами и поджанрами. Так во Франции набирает обороты готический BD во главе со своим лидером – Оливье Ледруа. Вампиры, демонессы и роковые красавицы в железных корсетах на фоне мрачных пейзажей, воители в прекрасных, но совершенно не функциональных доспехах – вот вселенная Ледруа. Притягивающая взгляд романтичная и немного порочная готика. «Алый танец», «Драконий ветер», «Знак тьмы» и, конечно же, жуткий мир многосерийного романа «Ша» собрали множество верных поклонников. А выпускаемый по настоящий момент «Реквием. Рыцарь-вампир» и вовсе превратился в икону готического BD. Рунет просто стонет под натиском его любительских переводов и пиратских копий. Кстати, непонятно, почему еще нет ни одной официальной версии на русском, а ведь «Реквием» уже успел собрать немало премий. Да дело и не в премиях – мир Воскресении это то, с чем должен познакомиться каждый: цитаты из Данте, вудуизма, митраизма,  христианской мистики, прямые аллюзии на политическую историю – все это выводит этот графический роман на совершенно новый уровень, превращая в событие мировой культуры.

Многие отмечают, что в последние два года наблюдается рост популярной франко-бельгийского графического романа. Хотелось бы выразить острожную надежду, что российские издатели обратят пристальное внимание на феномен франко-бельгийского BD и следом за Тинтином мы увидим на прилавках несколько более современные произведения. Особенно те, что на наших глазах рождают мощное субкультурное движение.