понедельник, 29 апреля 2013 г.

Литература как игра



Сегодня наиболее интересные продукты массовой культуры – исключим все негативные коннотации последнего словосочетания – все чаще появляются на пересечении разных видов творчества. Самые же интересные гибриды рождаются от скрещивания литературы и живописи. Я уже писал о графических романах и комиксах, сегодня же речь пойдет о другом.

Одним из наиболее ярких явлений конца ХХ века становятся так называемые «древовидные книги» или книги-игры. Пик их расцвета пришелся на последнее десятилетие прошлого века, но и сейчас время от времени они продолжают выпускаться. Подобного рода издания позволяют читателю самому становиться героем приключений, а строятся они по принципу компьютерных ролевых игр. Собственно, именно им эти книги и проигрывают в конкурентной борьбе. Очарование и польза таких книг, в  отличие от компьютерных игр, заключается в том, что они будят воображение читателя, активно вовлекая в процесс сотворчества. Здесь нельзя идти от абзаца к абзацу, как в обычной книге. Сюжет разветвляется, а каждое решение направляет героя по особому пути. Абзацы-сцены нередко пронумерованы и ты никогда не знаешь, что ждет тебя за сюжетным поворотом. Сейчас ты на пятой странице, а выбрал не тот ответ, сказал что-то не то злобной ведьме – и вот уже на двадцатой. Смысл именно в том, что ты «творишь» сюжет сам, а автор книги-игры лишь подбрасывает тебе возможные варианты действий и решений. Одна и та же книга может быт прочитана совершенно по разному. Визуальный ряд выступает как равноправный партнер для текста, но вовсе не преподносит читателю все в готовом виде – без воображения ничего не получится. По этой причине книги-игры и для детей куда полезнее самых ярких и увлекательных компьютерных игр. Между прочим, принять участие в дальних странствиях и увлекательных приключениях интересно в любом возрасте!

Иное, не менее оригинальное явление, рожденное благодаря тесному взаимодействию живописи и литературы – коллекционные карточные игры. «Современная индустрия развлечений предлагает занятие, в котором органично совмещается работа мозга, адреналин и красота, при этом из дома выходить не нужно! А это, согласитесь, весьма актуально, когда на дворе слякотная осень, а впереди – зимние холода. Речь идет о коллекционных карточных играх. Это замечательное хобби, позволит вам отдохнуть, отвлечься от проблем, испытать новые эмоции, да еще и эстетическое удовольствие доставит» – так когда-то я начинал материал для журнала «Сапсан». Изучая этот феномен, сам «подсел» на одну такую игру, а потому выше приведенные слова написаны со знанием дела и искренней верой в их правоту.

Вот еще небольшой фрагмент из нее же: «В 1963 году, в штате Пенсильвания родился человек, открывший новую страницу в истории карт и соединивший их с неистребимой страстью к коллекционированию – Ричард Гарфилд (Richard Channing Garfield). Всю жизнь он посвятил математике – сначала получил степень бакалавра в компьютерной математике, потом изучал комбинированную математику в Университете Пенсильвании, где и стал доктором наук. А с середины 1980-х годов увлекся созданием удивительной игры, которая в дальнейшем получила название Magic The Gathering. Именно эта игра совершила переворот в мире настольных игр. С 1993 года, когда она была запущена, Гарфилд становится флагманом и иконой индустрии коллекционных карточных игр. Всего он создал 15 игр, из которых 10 – карточные.

Magic The Gathering оказалась настолько востребованной, что вызвала волну подражаний. Сегодня насчитывается более ста подобных игр, из которых самыми известными являются «Вавилон-5», «Звездные войны», «Властелин колец» и «Вархаммер» («Babilon-5», «Star wars», «Lord of the rings», «Warhammer»). Как видите, три из названных четырех отсылают нас напрямую к знаменитым фильмам.

Одной из самых популярных отечественных коллекционных карточных игр на сегодняшний день является игра «Берсерк». Она появилась в 2003 году и успешно развивается по сей день, что для нашей страны можно считать своеобразным феноменом. Регулярно проводятся турниры не только в России, но и в сопредельных государствах. Уникальность игры заключается также и в том, что по ее мотивам выпускаются книги: "Цена короны" Алексея Гамаюна и Татьяны Серебряной, "Серебряный доспех" Ярослава Хабарова и др. Другими словами игра не является побочным продуктом киноиндустрии, но сама породила целую вселенную». Все это тоже истинная правда. Литературную основу для игры разрабатывал Ник Перумов. Практически каждая карта сопровождается литературным комментарием.

Азарт азартом, но мы снова сталкиваемся с проблемой воображения. Ты не просто играешь, но создаешь свой собственный неповторимый сюжет, словно погружаешься в этот фэнтезийный мир и принимаешь непосредственное участие в написании огромной книги.

Можно как угодно относиться к подобный явлениям, но одно утверждение кажется сегодня бесспорным – ты никогда не станешь креативной личностью, если хотя бы время от времени не будешь давать волю воображению. А коллекционные карточные игры или книги-игры – это лишь средство.


Комментариев нет:

Отправить комментарий